ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

План лекции:

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ.

2. Внутриутробное РАЗВИТИЕ.

3. ВНЕУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ.

а) РОСТ И РАЗВИТИЕ.

б) ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ.

в) ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ.

4. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Под индивидуальным развитием или онтогенезом понимают весь процесс развития организма с момента оплодотворения, то есть с образования зиготы до конца жизни. Индивидуальное развитие подразделяют на два больших периода:

1) внутриутробный (перинатальный)

2) внеутробный (постнатальный).

Внутриутробный период принято делить, в свою очередь, на эмбриональный (2-3 месяца) и фетальный (4-6 месяцев). В эмбриональном периоде происходит закладка органов, в фетальном – образование тканей и формирование отдельных органов.

Весь внутриутробный период развития человека продолжается 9 месяцев. С момента первого деления оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) до рождения организма происходит усиленный рост зародыша. Так, вес яйцеклетки 0,0003 грамма, а вес новорожденного – 3 – 4 кг. Таким образом, за 9 месяцев внутриутробной жизни масса эмбриона увеличивается больше, чем в 1 миллион раз.

Развитие зародыша начинается с момента внедрения сперматозоида в яйцеклетку – образуется зигота. Зигота делится на 2 клетки – бластомеры (соединенные между собой). В результате последовательных делений образуются последовательно 4 – 8........128 бластомеров – клетки при делении становятся всё мельче, происходит процесс дробления.


В результате 7 – 8 делений образуется –морула (малина), затем в центре образуется полость (мяч) – бластула, затем двухслойная гаструла - напоминающая чашу. У человека она состоит из 3-х слоев – наружная – эктодерма (нервная система, кожа, органы зрения, слуха), внутренняя – эндодерма (кишечник, легкие, печень), средняя – мезодерма (костная ткань, мышцы, кровеносные сосуды).

Уже у 2-х месячного зародыша имеются в зачаточной форме все основные структуры тела. Длина плода к этому времени 25 мм, внешне он похож на человека. В течение последующих 7 месяцев происходит дальнейшее формирование органов, увеличиваются размеры тела зародыша.

Наряду с закладкой органов усиливается функция хромосом в ядрах клеток. В соответствии с наследственной программой развития начинается выработка специфических белков и нуклеиновых кислот, которые определяют особое строение и функции будущих органов и тканей. Например: ДНК ядер будущих мышечных клеток передают информацию о синтезе белков, которые в последующем обеспечат сокращения мышц.

Зародыш млекопитающих и человека покрыт специальными оболочками. Они служат для защиты и питания зародыша. У человека эти оболочки вместе со слизистой оболочкой матери образуют плаценту, через которую осуществляется снабжение зародыша кислородом и питательными веществами и удаление углекислого газа и ненужных продуктов обмена. Плацента обладает избирательной проницаемостью – не все вещества могут поступать из крови матери к ребенку, но никотин и алкоголь – поступают.

Внеутробный период принято делить на следующие возрастные этапы:

1) новорожденный 1 – 10 дней.

2) грудной возраст 10 дней – 1 год.

3) ранний детский возраст 1 – 3 года.

4) первое детство 4 – 7 лет.

5) второе детство 8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки.

6) подростковый возраст 13 – 16 мальчики, 12 – 15 девочки.

7) юношеский возраст 17 – 21 мальчики, 16 – 20 девочки.

8) зрелость: 1 период 22 – 35 мужчины, 21 – 35 женщины.

2 период 36 – 60 мужчины, 36 – 55 женщины.

9) пожилой возраст 61 – 74 мужчины, 56 – 74 женщины.

10) старческий возраст 75 – 90 лет.

11) долгожители 90 и выше.

Средняя продолжительность жизни в России – 65 – 70 лет.

Очередность определенных возрастных периодов – наследственно обусловленный фактор. Развитие организма происходит непрерывно, и границы возрастных периодов условны. Однако переход от одного возрастного периода к другому обычно обозначается как переломный этап – в это время происходят не только количественные, но и качественные возрастные изменения – происходит наследственно обусловленное созревание тех органов и тканей, которые должны обеспечить новые функциональные особенности, характерные для последующего возрастного периода.

После рождения наступает новый период развития – постэмбриональный. И если в эмбриональном периоде все вещества, необходимые для жизни, ребенок получал от матери, то теперь – через свою пищеварительную, дыхательную и другие системы.

Начинается рост и его развитие вне организма матери.

Под ростом понимают количественное увеличение размеров тела, происходящее в результате размножения клеток, увеличения их объема. Масса тела взрослого человека по сравнению с новорожденным увеличивается в 20 – 25 раз, длина – в 3 – 3,5 раз.

Под развитием понимают процесс качественных преобразований, которые подготовлены количественными изменениями. Так, в процессе развития усложняется строение организма, совершенствуется деятельность отдельных органов и организма в целом.

Процесс роста и развития взаимосвязан и разграничения условны. Существуют следующие закономерности роста и развития организма:

1. Рост и развитие обусловлены влиянием наследственных факторов и определяются той генетической программой, которая образуется в результате взаимодействия генов отца и матери.

2. Генетическая программа индивидуального развития может быть реализована только при соответствующих условиях окружающей среды. Причем во внутриутробном периоде и в первые годы жизни это влияние играет неизмеримо большую роль, чем в более поздний период.

3. Процессы роста и развития происходят только в одном направлении и носят необратимый характер.

4. Возрастные изменения носят неравномерный характер. Этапы ускоренного развития чередуются с этапами относительной стабилизации. Темпы роста выше во внутриутробном периоде.

5. Рост и развитие происходят неодновременно. Одни функции развиваются раньше, другие позднее. Так, головной и спинной мозг растут активно в раннем детстве и к 10 годам достигают максимальных размеров. Формирование половой системы до 12 лет происходит медленно, а в подростковом возрасте – максимальными темпами.

6. На рост и развитие оказывают влияние природные факторы – климат, время года, солнечная радиация.

7. Развитие человека происходит как по биологическим законам, так и по законам общества.

Для формирования человека как личности имеют значение социальные и экономические условия жизни: воспитание, обучение, жилищные условия, занятость физической культурой и спортом.

Нервная система. Уже к 2 годам мозг ребенка составляет 70 % веса мозга взрослого человека. Считается, что с возрастом масса мозга увеличивается не за счёт образования новых клеток, а благодаря разрастанию отростков - дендритов и аксонов. При этом происходит усложнение взаимоотношений между корой и подкоркой, совершенствуется связь между нервной системой и органами движения, усиливается взаимодействие с вегетативными функциями. В результате деятельность всех систем организма становится более эффективной.

Железы внутренней секреции играют очень важную роль в росте и развитии организма. Они выделяют особые вещества – гормоны, которые обладают высокой биологической активностью. Так, соматотропный гормон гипофиза регулирует рост организма, если его много – развивается гигантизм, мало – карликовость.

Щитовидная железа выделяет гормон, который влияет на рост, умственное и физическое развитие.

Половые железы не только производят мужские и женские половые клетки, но и выделяют гормоны, которые определяют половые различия – внешний вид, различие вторичных и первичных половых признаков, поведение.

Внешние условия, которые оказывают влияние на темпы роста и развития организма:

1). Питание.

2). Температура окружающей среды.

3). Атмосферное давление.

4). Влажность воздуха.

5). Повышенный радиационный фон.

6). Стрессы.

8). Гиподинамия

Развитие двигательного аппарата детей. У детей костная и мышечная ткань отличается рядом особенностей – так, окостенение фаланг пальцев рук заканчивается к 9 – 11 годам, запястья – в 10 – 13 лет, лопатки – к 20 – 24 годам. Развитие костной ткани во многом зависит от роста мышечной ткани.

За весь период роста мышечная масса увеличивается в 30 – 35 раз, но неравномерно. Так, быстрее растет масса мышц ног, чем рук. Мышцы разгибателей – быстрее мышц сгибателей. Увеличение мышечной массы происходит как за счёт роста мышц в толщину, так и в длину. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча увеличивается к 6 годам в 5 раз, а к 17 – в 8 раз.

Развитие двигательных навыков ребенка на 1-ом году жизни ограничивает недостаточность морфологической и функциональной зрелости нервных механизмов. В 1,5 – 2 месяца ребенок держит головку, в 5 – 6 месяцев – сидит, в 8 месяцев – стоит. Этот период особенно важен для овладения навыками ходьбы, которые совершенствуются на 2-ом году жизни. В этот период шаг характеризуется небольшой длинной, недостаточной координацией всех частей тела. Только к 4 годам происходит стабилизация этого навыка, а к 8 годам устанавливается зависимость между длинной шага и темпом движения, характерным для взрослых. Элементы бега появляются у детей уже в 2 года. Бег, в отличие от шага, характеризуется фазой полета. В возрасте от 3 до 10 лет время полёта увеличивается более чем в 2 раза. С возрастом происходит снижение темпа движений – так, наименьшая частота беговых шагов – 4,02 шага в 1 сек. зарегистрирована у 16-летних юношей. Изменения длины шага и темпа определяют повышение с возрастом скорости бега. У детей 10 – 11 лет она составляет 5,37 м/сек., 14 – 15 лет – 6,07 м/сек., 19 – 20 – 9,77 м/сек.

Прыжок доступен детям лишь на 3-ем году жизни. Ему предшествует перешагивание, которое характеризуется перекрестной координацией. Прыжок подавляет эту координацию. При совершении прыжка работа рук согласуется с движением ног – руки поднимаются вверх. С возрастом, благодаря улучшению координации, увеличению силы и быстроты происходит прирост результатов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дать определение понятию«Онтогенез».

2. Охарактеризовать особенности внутриутробного периода.

3. Раскрыть сущность процессов роста и развития организма человека.

4. Описать влияние внешних и внутренних факторов на рост и развитие.

5. Раскрыть последовательность формирования двигательных навыков у детей.


Лекция 7.


4951856867338456.html
4951924356610420.html
    PR.RU™